Описание


Аэроотит

Аэроотит — воспалительные изменения среднего уха, возникающие в результате резкого перепада атмосферного давления. Наиболее часто аэроотит встречается у военных летчиков и профессиональных водолазов, реже — у членов экипажа и пассажиров самолета. Симптомы аэроотита и его длительность зависят от тяжести поражения. Характерны боль в ухе, снижение слуха, вестибулярные нарушения, при осложненном аэроотите — выделения из слухового прохода. Диагностика аэроотита основывается на жалобах, анамнезе, данных отоскопическогого исследования и бакпосева. Лечение аэроотита проводится в зависимости от его тяжести. Оно может включать закапывание сосудосуживающих капель в нос, общую антибиотикотерапию, санацию носоглотки, реконструктивные операции на среднем ухе.подробнееАэроотитМеханизм возникновения аэроотитаКлассификация аэроотитаСимптомы аэроотитаДиагностика аэроотитаЛечение аэроотитаАэроотит - лечение в Москве

Значительные изменения атмосферного давления способны привести к баротравме содержащих воздух органов (барабанной полости, придаточных пазух носа, легких). В результате может возникнуть аэроотит, аэросинусит, повреждение легких с развитием эмфиземы, пневмоторакса, газовой эмболии. Самой частой баротравмой является аэроотит. Его развитию наиболее подвержены летчики-испытатели и военные летчики, связанные со скоростными спусками и подъемами в самолете- кессонные рабочие- испытатели в барокамерах- водолазы, погружающиеся на большую глубину. В некоторых случаях аэроотит наблюдается у отдельных пассажиров или членов экипажа самолета. Кроме того, к развитию аэроотита может привести баротравма, полученная в результате взрыва, падения на ухо или удара по нему.

Механизм возникновения аэроотита

Основной причиной возникновения аэроотита является быстрое изменение давления окружающего воздуха, которое не успевает уравновесится соответствующим изменением давления в барабанной полости. Резкое повышение внешнего давления приводит к втяжению барабанной перепонки, а резкое снижение — к ее выпячиванию. Небольшая разница внешнего и внутреннего давления сопровождается лишь ощущением заложенности ушей. Такой симптом испытывают на себе практически все аэропассажиры во время взлета и приземления самолета.

Большая разница давлений вызывает повреждение структур среднего уха от микротравм и разрывов барабанной перепонки до нарушения соединений между слуховыми косточками и их перелома. При этом тяжесть аэроотита напрямую зависит от скорости и степени изменения атмосферного давления. В результате травмы развивается воспалительный процесс в среднем ухе — отит. Изначально он носит катаральный характер, но при присоединении инфекции переходит в гнойный средний отит.

Развитию аэроотита могут способствовать воспалительные заболевания носа и верхних дыхательных путей, ухудшающие проходимость слуховой трубы: синусит, ринит, фарингит, хронический тонзиллит, аденоиды. Слуховая труба может частично компенсировать разницу давления в барабанной полости и внешней среде, тем самым предупреждая развитие аэроотита. Так, при падении атмосферного давления происходит открытие устья слуховой трубы, что способствует снижению давления воздуха и в барабанной полости. Усиленное глотание или зевание помогает открытию слуховой трубы. Однако при при отечности или воспалительных изменениях слуховой трубы этот механизм не работает и аэроотит может возникнуть даже при незначительных перепадах давления. Кроме того, при перепадах атмосферного давления более 90 мм рт. ст. самопроизвольное открытие устья трубы не происходит. В таких случаях эффективным является продувание слуховой трубы.

Классификация аэроотита

В настоящее время клиническая отоларингология подразделяет аэроотит на неосложненный и осложненный — сопровождающийся воспалительным процессом. Для неосложненного аэроотита в зависимости от характера повреждений выделяют 4 степени: I — отмечается покраснение барабанной перепонки и инъекция ее сосудов- II — наблюдаются кровоизлияния в барабанную перепонку- III — разрыв барабанной перепонки- IV — имеет место нарушение цепи слуховых косточек (а — без подвывиха стремени, б — с подвывихом).

Осложненный аэроотит классифицируется по степени тяжести: легкий — II степень аэроотита в сочетании с острым серозным воспалением- средней тяжести — II или III степень аэроотита с развитием гнойного среднего отита- тяжелый —  IV степень аэроотита, осложненная гнойным отитом- крайне тяжелый аэроотит сопровождается переходом воспаления на структуры лабиринта и развитием катарального или гнойного лабиринтита.

Симптомы аэроотита

Пациенты с аэроотитом жалуются на боль в ухе. Выраженность болевого синдрома варьирует от неинтенсивной, ощущаемой как некоторый дискомфорт в ухе, до чрезвычайно сильной и резкой боли кинжального характера. Боль при аэроотите сопровождается чувством распирания в ухе, шумом в нем и снижением слуха. Она может иррадиировать в угол нижней челюсти или заушную область. Разрыв барабанной перепонки проявляется резким хлопком и интенсивной болью. После него наступает выраженная тугоухость. При аэроотите с нарушением в цепи слуховых косточек, их переломом или подвывихом стремени наблюдается стойкая глухота, сохраняющейся после выздоровления пациента. Зачастую повреждения в системе слуховых косточек приводят к вестибулярной дисфункции, проявляющейся у пациентов с аэроотитом в виде интенсивного головокружения и нарушения координации движений.

При осложненном аэроотите к вышеперечисленным симптомам добавляется клиническая картина острого среднего отита с выделением из наружного слухового прохода серозного или гнойного отделяемого. Гнойный отит сопровождается повышением температуры тела и признаками общей интоксикации.

Неосложненный аэроотит I-II степени заканчивается выздоровлением и полным восстановлением слуха в течение первой недели после полученной баротравмы. Аэроотит III-IV степени с воспалительными осложнениями может протекать несколько недель и привести к образованию в барабанной полости рубцовых сращений с развитием адгезивного среднего отита.